Кажется, что промышленные изделия, созданные человеческим разумом намного превзошли любые живые организмы не только в мощности, точности и проворстве движений, но и в «сообразительности»... Разве может какое-либо живое существо считать со скоростью в десятки миллионов операций в секунду! Все это так. Но если сейчас самым крупным специалистам в кибернетике или робототехнике предложить спроектировать робот, основные устройства и механизмы которого обладали бы характеристиками близкими к характеристикам даже самых простых живых существ, то из них вряд ли кто-нибудь возьмется за решение этой задачи.
Автоматический манипулятор с несколькими степенями свободы это достаточно громоздкий шарнирный механизм со многими электродвигателями и датчиками (их число равно числу степеней свободы), со сложными схемами управления. На самых современных двигателях нельзя добиться таких же характеристик по легкости, подвижности, точности движений, надежности и бесшумности, какой обладает лапа какого-либо млекопитающего, например, кошки. Не говоря уже о том, что «двигатели» кошек могут работать долгое время не от электроэнергии, а от блюдца молока.
А разве можно сравнить характеристики глаза обыкновенной мухи, имеющего диаметр 1—2 мм с характеристикой самой современной системы технического зрения робота? Глаз мухи вместе с системой «распознавания», умещающийся в размерах спичечной головки, обладает неизмеримо большей способностью различать н узнавать предметы чем наилучшая современная техническая система распознавания.
А навигационные способности животных? Возьмем известное свойство почтовых голубей, возвращающихся на свою голубятню. Если их отвезти за сотни, а то н тысячи километров голубь безошибочно найдет дорогу домой. Такими же свойствами обладают почти все птицы, многие животные, насекомые и рыбы. Причем, точность и надежность работы живых «навигационных систем» большей частью намного превышает лучшие образцы, созданные человеком. Я не говорю уже о том что голубь вместе с «системой управления» имеет массу в несколько сот граммов, а самая легкая навигационная система весит в десятки, а то и в сотни раз больше.
Поэтому, как только люди начали сравнивать характеристики своих изделий и живых, существ они убедились, что во многих случаях искусственные приборы и механизмы заметно уступают естественным. Возникла потребность в изучении творений лрироды. Произошло это относительно недавно, около 30 лет назад, когда некоторые приборы и системы управления, разрабатываемые человеком, стали приближаться по своим характеристикам к природным. Так оодилось новое научное направление, которое оформилось в самостоятельную науку в 1960 г. на собрании ученых симпозиума в г. Дайтоне (США).
|